Отправляя своего ребенка в детский оздоровительный лагерь, родители, разумеется, начинают задаваться вполне обоснованными вопросами, и здесь вы можете получить ответы на самые часто задаваемые из них.
Зачем ребенку нужен отдых в загородном оздоровительном лагере?
С чем же придется столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?
Какие существуют способы создания нужного психологического настроя у ребенка?
Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?
Как помочь ребенку обрести самостоятельность?
Как реагировать на конфликты ребенка со сверстниками?
Зачем ребенку дополнительное образование?
Зачем ребенку нужен отдых в загородном оздоровительном лагере?
Отдых в загородном оздоровительном лагере имеет массу положительных моментов:
1. Современный лагерь - это комфортабельный отдых с массой развлечений.
2. Программы смен организованы с точки зрения психологического развития, возраста.
3. Имеется замечательная возможность общения со сверстниками, которого так часто в последнее время не хватает детям.
4. Летний лагерь не только организует отдых, он дает возможность детям поменять обстановку, почувствовать себя в другой среде, запастись впечатлениями на год вперёд.
5. Временное освобождение от родительской опеки позволит ребенку развить в себе самостоятельность, ответственность и чувство собственного «Я».
6. Нахождение во временном детском коллективе научит работать в команде, проявлять свои лидерские и творческие способности.
7. Во время пребывания ребенка в лагере и вы можете заняться тем, о чем давно мечтали, и будете чувствовать себя отдохнувшими к моменту возвращения ребенка домой.
Какие факторы свидетельствуют о том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в лагерь?
Ребенок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать лето, внимательно присмотритесь к ребенку и оцените его возможности.
1. У ребенка должно быть личное желание туда ехать. Если ребенок категорически отказывается от предложения отдохнуть пару недель за городом, вероятно, он не готов расстаться со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.
2. Ребенка можно считать психологически готовым, если он общительный, легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками.
3. Ребенок должен иметь навыки самообслуживания и быть самостоятельным в бытовых вопросах. Даже если маленькому путешественнику 6-7 лет, он должен уметь самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, застилать постель и следить за своей внешностью.
4. Решения, касающиеся лагеря (куда ехать, какие вещи с собой брать), должны приниматься совместно с ребенком, учитывая, конечно, степень зрелости ребенка и требования лагеря. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта в лагере увеличиваются.
С чем же придется столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?
Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:
1. там придется долгое время быть без родителей;
2. пространство лагеря совершенно незнакомо, и сразу запомнить, что, где находится, не так-то просто;
3. правила пребывания в лагере поначалу неизвестны, но их выполнения требуют;
4. необходимо самому за собой ухаживать, например, содержать в порядке и чистоте одежду, тумбочку, постель; следить за своими вещами, чтобы не растерять предметы, без которых будет сложно обойтись — расческу, зубную щетку и т.д.;
5. детский коллектив абсолютно новый, и нужно найти в нем свое место;
6. ответственность за себя придется нести самому: решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх и забавах принимать участие.
Какие существуют способы создания нужного психологического настроя у ребенка?
Для одних людей поездка в лагерь является семейной традицией. Для других, наоборот, это противоречит их внутреннему миру. Если вы впервые отправляете ребенка в лагерь, то должны осознавать, что и вы сами, и ваш ребенок вместе учитесь расставанию, но ваша задача – поддержать его в этот нелегкий для него момент.
1. Родители могут рассказать о том, что такое лагерь, какие в нем правила. Хорошо, если вы вспомните и расскажете малышу несколько интересных историй из вашей «лагерной» жизни, покажете фотографии.
2. Дайте понять, что если ребенок будет соблюдать основные правила и проявлять доброжелательность в общении, отдых будет удачным. Вселите в ребенка уверенность, что он сможет хорошо провести время вдали от дома.
3. Если есть возможность, отправьте ребенка в компании знакомых ему ребят, так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе.
4. Чем спокойнее родители будут реагировать на отъезд ребенка, тем легче он воспримет разлуку и новые условия в лагере. Тревогой родителей «заражаются» практически все дети (особенно начальной школы). Психологами доказано, что у тревожных (истеричных) матерей дети с такими же показателями. Главное – не паникуйте сами!
5. Родителям необходимо как можно больше собрать информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, какие кружки, секции, развлечения есть в лагере, когда можно приезжать к ребёнку и т.п. Тогда тревога уляжется.
При выборе лагеря важно сосредоточить внимание на требованиях вашей семьи, а не на том, что предлагают лагеря. Как известно, у всех людей свои критерии выбора при покупке вещи или услуги. Определитесь с тем, что для вас приоритетнее.
1. Наличие лицензий и сертификатов.
Деятельность лагерей требуют определенной формы лицензирования. Например:
· Сертификат на санаторно-оздоровительные услуги.
· Сертификат соответствия на питание.
· Лицензия на осуществление медицинской деятельности.
· Лицензия на предоставление образовательных услуг.
· История лагеря и информация о руководстве.
2. Концепция лагеря.
Какие концепции и идеологии вам близки? Как построены их программы? Одни лагеря пропагандируют важность активного отдыха, другие стремятся приобщить городских детей к природе. В некоторых лагерях строгий ежедневный график работы, в то время как в других больше свободного времени и факультативных предметов. Также спросите о дисциплинарной политике лагеря. Убедитесь, что вы знакомы с дисциплинарными мерами, которые могут быть применены к вашему ребенку или в его присутствии.
3. Поиск и подготовка сотрудников лагеря.
Важно получить подробную информацию об обучении сотрудников. Некоторые лагеря имеют собственные учебные программы для подготовки персонала. Если лагерь предлагает профильные программы, важно наличие специалистов, работающих в конкретной сфере деятельности.
4. Технические возможности для организации досуга.
Постарайтесь получить список всего, что имеется в лагере. Техническое обслуживание и состояние учреждения в значительной степени влияет на их полезность – более старый объект не сможет предложить такие же возможности, как современное учреждение. Если есть особые мероприятия или секции, которые могут заинтересовать вашего ребенка, убедитесь, что они предоставляются для всех детей и на всей территории лагеря без ограничений. Или хотя бы, что ваш ребенок будет иметь возможность воспользоваться предоставляемыми возможностями.
5. Режимные моменты и программа дня.
Что ждет вашего ребёнка? Какой распорядок дня? Сколько мероприятий будет проводиться в течение дня? Сколько времени отводится на профильные занятия? Какие формы работы преобладают: кружковые занятия, тренинги, мастер-классы, интерактивные игры? Насколько запланированные мероприятия разнообразны (спортивные, интеллектуальные, творческие, обучающие, развлекательные)?
6. «Говорящие за себя» источники информации о лагере.
Дополнительную информацию об уровне лагеря вы можете получить из «авторитетных источников». Такими источниками могут быть друзья вашего ребенка, побывавшие в лагере, их родители, учителя, администрация школы. Авторитетным мнением могут поделиться специалисты органов по делам молодежи, спорта, туризма, образования и науки, работающие в сфере летнего отдыха и оздоровления. Еще один источник, к которому можно прислушаться, - это различные средства массовой информации (газеты, радио- и телепрограммы, интернет). Наконец, о качестве программы может свидетельствовать наличие дипломов, грантов, сертификатов.
7. Вожатский состав.
Во многих лагерях появилось новое требование, предъявляемое к вожатым, - обязательное прохождение специальной подготовки на курсах или «Школе подготовки вожатых» с получением документа государственного образца об их успешном окончании. Подобное требование вызвано острой необходимостью повышения квалификации вожатых, поскольку вожатый должен не только знать игры и песни лагеря, но и обеспечивать безопасность каждого ребенка (физическую, психологическую, социальную).
Смены принято делить на оздоровительные, тематические и профильные. Оздоровительные смены предполагают спортивные мероприятия, медицинские процедуры и игры на свежем воздухе. Тематические от оздоровительных отличаются тем, что мероприятия на смену выбираются не случайно, а в соответствии с какой-нибудь темой, эти темы меняются от заезда к заезду.
Профильные смены принципиально другие: здесь есть профиль, то есть направление работы, которое в отличие от темы является постоянным. Например, темой может быть «Путешествие по планетам» или «Книга Здоровья», профилем же могут выступать такие направления, как военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое и другие. Профиль требует интенсивного режима, насыщенной и углубленной программы, наличие специалистов данного профиля (журналистскую смену должны делать профессиональные журналисты, театральную – актеры и режиссеры).
Профильные смены различных направленностей специально разрабатываются опытными методистами с учетом разнообразия интересов и увлечений участников. При выборе смены важно это учитывать.
Программы профильных смен культурологической направленности способствуют развитию творческой активности, эстетического восприятия мира, формированию общей культуры.
Программы профильных смен художественно-эстетической направленности развивают образное мышление, непосредственные навыки и умения в области декоративно-прикладного и художественного искусств.
Программы смен физкультурно-спортивной направленности способствуют развитию физических способностей, учат работать в команде, формируют представления о здоровом образе жизни.
Программы смен социально-педагогической направленности помогают расставлять жизненные приоритеты, узнавать свой внутренний мир, формировать собственную стратегию жизненного успеха для участников всех возрастов.
Программы смен военно-патриотической направленности формируют устойчивые гражданские и патриотические ценности, развивают морально-волевые качества участников.
Программы смен туристско-краеведческой направленности расширяют знания в области краеведения и природоведения, дают навыки пешего и водного туризма, предполагают практическую исследовательскую деятельность.
При выборе смены важно учитывать её соответствие интересам и желаниям ребенка. С одной стороны, ребенок может проявить имеющиеся спортивные, вокальные, танцевальные, художественные, артистические и другие способности, отправляясь на соответствующую увлечениям смену, продолжая заниматься тем, что успешно удавалось и дома.
С другой стороны, выбирая профильную смену, не соответствующую наклонностям, можно попробовать развить в себе те качества, которыми, как может показаться, ребенок вовсе не наделен. Глядишь, благодаря работе специалистов, профессионалов своего дела, ребенок совершенно неожиданно для себя, для друзей и родителей станет «звездой сцены», сотворит настоящий «шедевр искусства», покорит свой «спортивный олимп» или раскроет в себе лидерский потенциал, приведя команду к победе.
В любом случае, выбор остается за вами, уважаемые родители, и за вашим ребенком. Но, прежде чем отправлять его на смену и покупать путевку, обязательно поговорите с ним о том, чего он ждет от этого отдыха, расскажите ему о мероприятиях смены, разделите с ним, хоть немного, ответственность. Даже, если вы не получите от него конкретного ответа, сам процесс его соучастия в выборе в какой-то степени подготовит его к поездке на смену, создаст нужный психологический настрой.
Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?
В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря.
Даже находясь вдали от ребенка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.
1. Надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, вместе поискать решение этих проблем.
2. Важно сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, следует настроить ребенка на хороший отдых.
3. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.
4. Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому может устроить истерику как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посередине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.
В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остались отдыхать.
Еще один «острый», но короткий период, — когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребенка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома.
Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребенка такие слова, если он просит вас в следующем году еще раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно!
Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.
Как помочь ребенку обрести самостоятельность?
Есть несколько простых советов по развитию самостоятельности, если до поездки в лагерь остается месяц.
1. Приучайте ребенка ухаживать за собой и своими вещами. Он должен помнить о том, что ему самому нужно чистить зубы, мыть голову, стирать мелкие вещи, уметь подобрать одежду по погоде.
2. Он должен научиться аккуратно, складывать одежду, помнить, что вещи нужно класть на свои места (чтобы в лагере потерять как можно меньше).
3. Научите пришивать пуговицы и зашивать небольшие дырки на одежде.
4. Подготовьте для ребенка удобные вещи. Рассчитайте запас «крупной» одежды так, чтобы малыш стирал ее только в случае необходимости. Продумайте, какую одежду и обувь нужно дать с собой, учитывая, что погода может быть разной. Собирайте вещи вместе с ребенком, чтобы он знал, где что лежит. Напишите список вещей, чтобы облегчить ему сборы домой по окончании смены.
5. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены.
Первый опыт отдыха без родителей, так или иначе, отразится на развитии детской самостоятельности, как правило, в хорошем смысле. Важно и по возвращении ребенка домой поддерживать его инициативность, целеустремленность и ответственность. Тогда, вне всякого сомнения, самостоятельность ребенка поможет ему и во взрослой жизни.
Как реагировать на конфликты ребенка со сверстниками?
Один из страхов родителей надолго расставаться с ребенком связан с невозможностью защитить его от ссор, драк и конфликтов со сверстниками, вмешаться в ситуацию и предотвратить её. Такая позиция характерна для родителей, страдающих гиперопекой. Причины детских конфликтов разные, но задача взрослых не только их разрешить, но и научить правильно предотвращать
Можно выделить три основные стратегии по взаимодействию с детскими конфликтами:
1. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дети получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научатся. Драка – это предельно ожесточенная точка межличностного конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что, если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.
2. Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дети делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. И для каких-то детей драка такого рода будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и «заочная» драка с наказывающим их взрослым.
3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения.
Можно, конечно, примирить ссорящихся универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае, опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дети. Особенно, если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.
Попытайтесь научить ребенка следующим правилам поведения в конфликте, объяснив их действенность на практике:
1. Дайте возможность инициатору конфликта выразить негативные эмоции, «выпустить пар».
2. Попросите его обосновать свои претензии.
3. Не давайте инициатору конфликта отрицательных оценок, а говорите о своем отношении к конкретным действиям и поступку.
4. Попросите его сформулировать желаемую цель, пути и варианты достижения ее.
5. Предложите высказать свои возражения и возможные варианты решения конфликта.
6. Сделайте совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения конфликта и оговорите взаимоотношения на будущее.
Овладев этими простыми правилами, ребенок сможет не только самостоятельно предотвращать личные конфликты со сверстниками, но и способствовать нахождению компромисса враждующих сторон, получив таким образом заслуженный авторитет «миротворца» и «грамотного дипломата» среди сверстников.
Зачем ребенку дополнительное образование?
Многие родители обеспокоены тем, что свой досуг дети проводят крайне бездарно. Как им помочь найти интересное и полезное дело по душе? Решение вполне очевидно. Важно показать ребенку возможности системы дополнительного образования. И где, как не в загородном оздоровительном лагере ему можно попробовать раскрыть свои способности, посещая разные кружки, секции, студии. По возвращении домой вполне реально найти аналогичное учреждение дополнительного образования в городе и продолжать заниматься понравившимся делом.
Как известно, деятельность, которая определяется внутренней мотивацией, гораздо эффективней той, что основана на внешних обязательствах. Поэтому особую актуальность приобретает направленность досуга и использование свободного от школьных занятий времени ребенка. Занятие любимым делом – лучший вид отдыха. К чему бы ни лежала душа, всегда есть возможность найти достойное применение своим наклонностям.
Найти свое любимое дело вполне реально, посещая кружки, учебные факультативы, элективные курсы, студии, клубы, секции и т.д. В данном случае ребенок будет сам делать выбор.