Отдых

Все разделы

В качестве третьего направления деятельности (помимо Образования и Оздоровления), с помощью которого совершеннее и многостороннее становится  развитие воспитанников «Созвездия» мы называем Отдых

Планируя и организуя образовательный процесс, педагогический коллектив «Созвездия» стремится соблюсти казалось бы неразрешимую дихотомию «образование-отдых», в которой первое понятие (в узком смысле) означает создание педагогически целесообразных условий для активизации усилий учащегося по приобретению новых знаний, а второе – свободное времяпровождение, предназначение которого в психологической и физической релаксации, восстановлении истраченных психофизических ресурсов организма.

На первое место в нашем понимании эффективной образовательной системы выходит вопрос о соотношении образования и отдыха на паритетных основаниях – равновесных и равноправных. Иными словами, не что предпочесть - образование или отдых, а как добиться усиления потенциалов одного направления за счет психолого-педагогических ресурсов другого?

Нам думается, что личностно-ориентированное, личностно-центрированное и эвристическое образование должно быть дополнено (и усилено) активным, креативным и индивидуализированным отдыхом.

Педагогические «ключи» для осуществления действительно активного детского отдыха, имеющего ценность для личностного роста школьника, мы видим в представлении об отдыхе как возможности проявления личности воспитанника в деятельности, которая организуется, упорядочивается и структурируется им самим. 

Активный отдых может приобретать различные формы: индивидуально выбранной физической нагрузки, интеллектуального углубления в решение познавательных задач, выполнения трудовых дел, обеспечивающих возрастание чувства социальной ценности своей личности и т.д. 

Вне зависимости от выбранной формы активности, каждая из них требует уважительного и бережного отношения со стороны вожатых-учителей, педагогов дополнительного образования, потому что именно в форме выражается внутренний мир, подростка с его переживаниями, сомнениями, стремлениями состояться в полноте своего «Я».

Творческий отдых – это отдых свободный и потому личностно значимый. Творчество невозможно регламентировать, оно порождается свободой духа человеческого и позволяет сберечь радость, счастье на которые имеет право воспитанник, его жизнерадостное восприятие мира и себя самого.

Творческий отдых – это отдых социально ценный, поскольку ориентируется на принятые в обществе идеалы творческой самореализации. Изначально, уже в самой глубине творческого акта, в своей духовности человек слит с другими, и процесс создания творческого продукта в разной степени, но всегда ориентирован на отражение в других людях. 

Как следствие, педагогический коллектив «Созвездия» придерживается мнения, что отдых воспитанников, приезжающих на смены в Центр должен быть процессом, содержащим возможности для индивидуального и коллективного творчества. Используя такой личностно развивающий ресурс свободного время провождения, педагогический процесс прирастает возможностями усиления воспитания не только человека творческого, но и человека культурного, социально зрелого, психически здорового, принимающего свое творчество как необходимую и естественную форму продуктивной, социально значимой самореализации.

Отдыхать в «Созвездии» - это значит иметь возможность не только творческого и активного жизнепроживания, но и индивидуализированного, то есть создающего возможности для самобытного, индивидуально-ценного самоосуществления в образовательном пространстве Центра.

Индивидуализированность отдыха предполагает, что фундаментальную основу всех педагогических усилий по сопровождению отдыха составляет положение гуманистической психологии и педагогики о необходимости принятия ребенкатаким, каков он есть. 

Принятие воспитанника таким, каков он есть, означает для педагогического коллектива «Созвездия» изначальную ориентацию на личность школьника как на ценность, готовность взаимодействовать, признание за ним прав на собственные интересы, учет его особенностей, допущение его возможно резкого отличия от других. Только тот отдых, в центре которого учет интересов, возможностей и потребностей воспитанников может иметь педагогическую ценность и претендовать на воспитательный результат.

В целом, педагогический коллектив убежден, что уникальность и неповторимость каждой личности составляют богатство всего общества, и всякое искусственное ограничение свободного проявления и развития личности подрывает ее творческие потенции, препятствует ее самоактуализации. 

Главная задача педагога – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.

Другая важнейшая задача, решаемая с помощью индивидуализированного отдыха – помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. 

Таким образом, педагогический коллектив «Созвездия» отчетливо осознает, что современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности, и в то же время свободной от нравственной ущербности, которая выражается в одномерности видения мира, в желании быть всегда правой, в нетерпимости, непримиримости к думающему другому, непринятии всего непохожего на устоявшиеся стереотипы мышления. 

Соответственно, все концептуальные положения, на которых строится педагогический процесс в «Созвездии» - есть ни что иное как совокупность идей, регулирующих построение и развитие образовательного пространства в котором растущее поколение приобретает опыт свободного и ответственного поступания, деятельности в интересах общества и собственного развития, постепенно вырастая в самостоятельную, идейную молодежь, способную жить и творить в самоорганизованном обществе, активно способствуя поступательному возрастанию социально-экономического и культурного благосостояния нашей страны.

IMG_5157-20.05.10.jpg