02.02.2019
Сегодня, 2 февраля в КДЦ «Созвездие» проходит II тур Регионального этапа ВсОШ по математике. Об этом предмете мы поговорили с Сергеем Владимировичем Шмариным – членом жюри, учителем математики образовательного центра «Сириус» г. Сочи.
– Математика достаточно непростой предмет для изучения. Как Вы прививаете интерес к нему у своих воспитанников?
– Математика здорово описывает жизнь. С её помощью можно понимать вещи, которые не видно без неё. Это её неоспоримое преимущество. Люди понимают, что математика даёт возможности, которых другие науки не дают, и проявляют интерес к математике, потому что это действительно полезно и интересно.
– Чтобы добиться успеха в математике, нужен определённый склад ума, или это всё-таки доступно каждому, стоит только приложить усилия?
– Как и в любом виде человеческой деятельности, упорным трудом можно добиться нормальных успехов. Я уверен, что до первого разряда по шахматам может, усердно работая, добраться каждый. Однако, чтобы получать высокие результаты, гениальные результаты, понятно, одного труда недостаточно. Ясно, что те, у кого способности есть, будут добиваться успехов быстрее, чем те, у кого этих способностей нет. Нельзя сказать, что что-то одно работает. Чтобы добиваться высоких успехов, нужно и одно, и другое. Человек со способностями, но не работающий, успехов не добьется, но и человек работающий, без способностей, тоже этих успехов не добьётся.
– Какие успехи демонстрируют российские школьники на Международной математической олимпиаде?
– Советская сборная по математике чаще всего была первая, но с тех пор многое изменилось. Конкуренты демонстрируют приличные результаты. Сейчас наша сборная в пятёрке лучших в мире. Наши, российские способы подготовки талантливых детей к математическим олимпиадам достаточно хороши, мы в лидерах.
– Математика – это не только числа, привычная школьникам алгебра, геометрия. Какие перспективы современным школьникам открывает знание предмета?
– Самая главная часть математики – понимать, где правда, а где неправда. Математическое доказательство – это какой-то набор аргументов. Если этот набор аргументов в порядке, то мы говорим, что согласны, всё доказано. А если этот набор не в порядке, то мы говорим, что здесь вы сказали очевидное, а это «очевидно» ни из какой теоремы не следует. Математика – это очень хороший способ тренировать именно хорошую аргументацию и тренировать способность видеть ошибки в аргументах других. Тех, кто силён в математике, будет тяжелее обмануть, ввести в заблуждение неправильным рассуждением.
– С чего начался Ваш интерес к математике?
– Есть ситуации, когда на решение вопроса без математики требуется много сил, а с математикой этот вопрос решается легко. Например, есть две дороги, образующие угол. На их концах расположены два дома. Нам нужно узнать между ними расстояние. Можно посчитать расстояние по диагонали, но там может быть болото. Так что разумным способом будет доехать по дороге, а расстояние посчитать по теореме Пифагора. У тех, кто не знает этой теоремы, есть такой опасный путь через болота, а те, кто знает математику, могут упростить себе задачу. Она служит для облегчения жизни людей.
– Ваши пожелания нынешним и будущим участникам олимпиады.
– Во-первых, показать всё, на что они способны, а во-вторых, чтобы им все-таки немного повезло.
Юлия Мискевич, стажёр Медиацентра