01.02.2018
В «Аэропорту «Звездный» прошел региональный этап ВсОШ по географии. Один из членов жюри олимпиады – Елена Михайловна Климина, кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН, доцент кафедры ДВГГУ. Елена Михайловна является создателем методического пособия для 7 класса, а также практикума по картографии. Во время интервью мы узнали, каков был карьерный путь географа Хабаровского края, почему география сложная наука и как дети могут повлиять на экологическую ситуацию в своём крае.
– Когда вы поняли, что география – ваша наука?
– Географию я полюбила ещё в школе. У меня была очень хорошая учительница. И в седьмом классе, и в восьмом мы ходили с ней в походы, я на Урале жила. У меня никогда не было сомнений, чем я хочу заниматься и поступила туда, куда хотела – на географический факультет.
Кандидатом стала не сразу: были сомнения. 90-е годы, сами по себе сложные. Мне долго казалось, что материалов недостаточно. Но в один момент ощутила, что всё, можно защищаться, психологически была готова к этому. И тогда защитилась легко.
– Что для вас самое интересное в географии?
– Есть несколько аспектов. Во-первых, для меня важны путешествия, очень важны. У меня всегда это было в жизни. Потом, география интересна своей комплексностью. Мне интересно, что любое явление с помощью географии можно исследовать со стороны взаимосвязей.
– Взаимосвязаны ли экология и география? Если да, то как?
– Конечно! Экология – это что? Если сравнить экосистему, как географы ее рассматривают и понятие геосистемы, в чем разница? В основе экосистемы есть организм, так называемый хозяин. Всё остальное – окружающая его среда. В этом её особенность. А в географии все компоненты равны, равнозначны с точки зрения формирования ландшафтов или геосистемы, как говорят географы. И каждый компонент одинаково важен в создании ландшафта. В этом разница. Сегодняшние понятие экологии подменяется. По сути, экология – наука. А сейчас многие говорят «экология», отождествляя это слово с понятием «экологические проблемы» чаще всего. И поэтому, конечно, география рассматривает часть экологических проблем с точки зрения влияния хозяйственной деятельности на природу.
– Расскажите об ученике, который больше всего вам запомнился.
– Один из таких ребят, Володя Истомин. Сам по себе уникальный, он был потрясающе упорным, и много занимался. Победил на всероссийской олимпиаде, потом занял второе место на международной. Из ребят, с которыми я занималась, я бы назвала Антона Новичихина из лицея Инновационных технологий. Тогда я вела олимпиадные курсы по географии, в Хабаровске, год не вспомню точно. И он был из тех ребят, которые «всё знают», которые говорят «всё нормально, я готовлюсь», он был в 10 классе. На самом деле готовился он очень мало. Когда смотрели результаты, он увидел, что занял одно из последних мест, его это очень сильно задело. И весь следующий год он просто «впахивал». Через год на олимпиаде был в числе победителей. Это человек, которым я горжусь. Таких ребят, на самом деле, много. Я больше всего люблю детей, которые начинают с двойки, а потом они понимают, что надо делать и сами себя вытаскивают. Пусть они не всегда выходят на олимпиады, но эти ребята для меня очень важны.
– Как и когда вы стали работать с ВсОШ?
– Я очень давно езжу сюда, ещё до 2000 года. Эти туры проводились в Хабаровске. Я из Института водных и экологических проблем, у нас группа географов сплоченная, которая всегда ездит на олимпиады. Так мы вместе и начали.
– Что, по-вашему, является самым главным для преподавателя?
– Терпение и систематичность подачи знаний. И, конечно, любовь к детям и к своей дисциплине. Эта любовь проявляется через преподавателя, и дети должны заразиться этой любовью к предмету.
– Как ребята могут повлиять на решение экологических проблем в ДВФО?
– Сегодня есть общественные организации, всевозможные движения. Начинать нужно с себя. Бумажку не мимо урны бросить незаметно, начать с этого. Не должны расходиться слова и дела. Весной, выйди, убери вокруг своей остановки, в своем дворе. С таких маленьких дел можно начинать. Пожалуйста, выходите в Интернет, обозначайте проблему, работайте, возможностей масса. Я считаю, что важно не кричать, а делать. Когда сам уберешь, поможешь животным, людям, тогда ты почувствуешь, что помогаешь реально. Я считаю, это главное.
– Что самое сложное в олимпиаде по географии?
– Сложность географии в её комплексности, очень много разделов, которые нужно знать. Это геология, геоморфология, почвоведение, физическая, экономическая география. Огромное количество терминов, плюс путешественники, плюс номенклатура географическая: страны, реки, города, их привязка к месту на карте: всё это вместе увязать очень сложно. Нужно серьезно готовиться, и «тяп-ляп» не получится. Нужен постоянный тренинг, и много читать – это обязательно.
Краевой детский центр «Созвездие» поздравляет участников проекта «Интеллект» с успешным написанием олимпиады по географии! Помните, начинать изменять мир нужно с себя!
Анастасия Довгун, корреспондент Медиацентра